http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Northrop-HL-10-01.jpg

Испытания АНК (аппарат с несущим корпусом) продолжились на аппарате HL-10 (Horizontal Landing - "Горизонтальная посадка"; 10 обозначала порядковый номер модели), изготовленном фирмой Northrop по проекту Центра Лэнгли в январе 1966 г. Стоимость контракта составила всего 1,8 млн $. В отличие от своего собрата M2-F2, аппарат HL-10 имел более разлапистый вид с достаточно плоским днищем и более выпуклой верхней поверхностью, что позволяло по расчету достичь аэродинамического качества >1 на гиперзвуке и >4 на дозвуковых скоростях. Для лучшей управляемости аппарат оснащался тремя вертикальными стабилизаторами. Для управления аппаратом служили элевоны между центральным и боковыми вертикальными килями. Расщепляющийся руль на вертикальном киле использовался для управления по курсу и для контроля скорости снижения (как воздушный тормоз). Основные опоры шасси HL-10 были взяты с модификацией от тренировочного самолета T-38, они убирались вручную и выпускались с помощью пневмосистемы на сжатом азоте. Носовая опора шасси была заимствована, также с необходимыми изменениями, от самолета T-39, со схемой выпуска и уборки как у основных опор.

Аппарат не имел выступающего фонаря кабины: его роль играло характерное остекление передней части фюзеляжа. «Донором» системы катапультирования стал перехватчик F-106. Серебряно-цинковые батареи обеспечили питанием систему управления (приводы всех аэродинамических поверхностей - активные), полетные приборы, радио, обогрев кабины экипажа и трехосную систему увеличения устойчивости. Перед посадкой могли включаться четыре дросселируемых ЖРД на перекиси водорода. 22 декабря 1966 г. Брюс Питерсон совершил первый полет на Northrop HL-10. Второй полет, однако, был выполнен лишь в марте 1968 г. из-за аварии M2-F2. Ракетный двигатель XLR-11 был установлен на АНК лишь после девяти полетов и использовался начиная с 12-го; до этого предполагалось оценить управляемость и устойчивость аппарата при планирующем спуске. По проведенным позже оценкам, этот аппарат имел наилучшую управляемость из всех трех тяжелых АНК (M2-F2/F3, HL-10, X-24A).

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Northrop-HL-10-02.jpg

Обычно аппарат поднимался самолетом-носителем B-52 - на пилоне под правой консолью крыла между фюзеляжем и первой мотогондолой - на высоту 13-14 км и отделялся на скорости около 720 км/ч. Вскоре после сброса пилот включал двигатель XLR-11. Скорость и высота увеличивалась, пока ЖРД не отключался по команде или по исчерпанию топлива, в зависимости от индивидуального профиля полета. Northrop HL-10, как правило, нес достаточно топлива, чтобы обеспечить работу ЖРД в течение примерно 100 сек, и обычно достигал высоты от 15 до 24 км и сверхзвуковых скоростей. После выключение двигателя пилот проводил аппарат через «коридор», имитирующий возвращение в атмосфере из космоса и подход для посадки на одной из ВПП высохшего озера Роджерс на авиабазе Эдварде. Для рассеивания излишней энергии перед посадкой использовались заходы кругами. На последнем участке подхода пилот предпринимал быстрое снижение для набора энергии, а на высоте примерно 30 м сбрасывал воздушную скорость примерно до 320 км/ч и выполнял посадку.

37-й и последний полет Northrop HL-10 состоялся 17 июля 1970 г. Среди всех пилотируемых АНК именно он достиг самой большой высоты и наивысшей скорости. Так, 18 февраля 1970 г. летчик-испытатель ВВС Питер Хоаг (Peter Hoag) разогнал его до скорости, соответствующей числу М=1,86 (1976 км/ч), а девятью днями позже пилот NASA Билл Дейна достиг высоты 27 500 м. Аппарат пилотировали Джон Мэнке (10 полетов), Уильям Дейна (9 полетов), Джерольд Джентри (9), Питер Хоаг (8) и Брюс Петерсен (1). Некоторые новые уроки, извлеченные в ходе успешных летных испытаниях Northrop HL-10, были объединены с информацией по аппаратам M2-F2/F3 и стали неплохой отправной точкой для проектантов орбитальной ступени системы Space Shuttle.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/Northrop-HL-10-03.jpg

Как написал Дейл Рид в книге «Бескрылый полет: История аппаратов с несущим корпусом» (Wingless Flight: The Lifting body Story), если бы все пошло своим путем, к середине 1970-х Northrop HL-10 должен был совершить полет в космос. Рид планировал серьезно модифицировать АНК, добавив абляционную теплозащиту, реактивные средства управления и другие дополнительные подсистемы, необходимые для пилотируемого пилота. После этого аппарат мог стартовать на системе Saturn V - Apollo в том переходнике, где во время миссий к Луне устанавливался лунный модуль LM. На околоземной орбите робототехнический раздвижной манипулятор должен был извлечь аппарат из третьей ступени ракеты и состыковать с пилотируемым командно-служебным модулем CSM «Аполлона». Один из астронавтов, специально подготовленный для пилотирования экспериментального аппарата, должен был перебраться из «Аполлона» на борт АНК, чтобы выполнить проверку систем перед спуском с орбиты и входом в атмосферу. В первом полете пилот должен был вернуться в CSM, а HL-10 совершить посадку в беспилотном режиме. В случае успеха во втором запуске Northrop HL-10 должен был вернуться на авиабазу Эдварде уже под управлением пилота.

Говорят, Вернер фон Браун считал этот план настолько замечательным, что предлагал подготовить для полета две РН Saturn V и два корабля Apollo, остающиеся от лунной программы. Директор ЛИЦ Пол Бикл (Paul Bickle) ответил отказом на том основании, что такие полеты находятся вне сферы ответственности и интересов Летно-исследовательского центра NASA. Вряд ли, однако, это было его личное решение: для модернизации Northrop HL-10 и осуществления орбитального полета нужны были бы немалые дополнительные средства, которых у NASA в 1970 г. просто не было.

Тактико-технические характеристики Northrop HL-10
Экипаж - 1 пилот
Длина - 6.45 м
Размах крыла - 4.15 м
Высота - 2.92 м
Площадь крыльев - 14.9 м²
Пустой вес - 2397 кг
Полный вес - 2721 кг
Максимальный взлётный вес - 4540 кг (с 1604 кг топлива)
Силовая установка - 1 четырёхкамерный ракетный двигатель Reaction Motors XLR-11 тягой до 35.7 кН
Максимальная скорость - 1976 км/ч
Дальность полёта - 72 км
Практический потолок - 27524 м
Нагрузка на крыло - 304.7 кг/м²
Коэффициент тяги на единицу веса 1:0.99