http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/DH-108-Swallow-01.jpg

После окончания войны победившим странам, в том числе и Великобритании, досталось немало технических трофеев, среди них и авиатехники. Кроме техники, была добыта и обширная документация на различные авиационные проекты многих немецких фирм. Особенно англичан заинтересовали проекты реактивных самолетов со стреловидными крыльями, выполненные по схеме «бесхвостка». Их расчетные летные характеристики превосходили первые летные образцы истребителей обычной схемы, построенных в США и Англии. Отсутствие горизонтального оперения позволяло избежать сложностей с устойчивостью и управляемостью на околозвуковых скоростях.

Английские конструкторы фирмы «de Havilland» решили создать по схеме «бесхвостка» экспериментальный реактивный самолет со стреловидным крылом, получивший обозначение D.H.108 «Swallow». Самолет предназначался для изучения свойств стреловидного крыла «бесхвостки» при различных скоростях полета. В октябре 1945 г. началось проектирование самолета, были заказаны три образца. Первый прототип имел фюзеляж и реактивный двигатель от серийного истребителя de Havilland Vampire, а крыло и киль были заново спроектированы. Воздухозаборники для двигателя установили у основания крыла так же. как и у de Havilland Vampire. Стреловидность крыла первого прототипа была увеличена и равнялась 43.

Первый опытный самолет D.H.108 «Swallow» был построен просто в рекордные сроки, к весне 1946 г. Он предназначался для исследования проблем устойчивости и управляемости самолета на малых скоростях полета. Для предотвращении попадания самолета в штопор на крыле напротив элеронов установили предкрылки, которые постоянно находились в открытом положении, а на концах крыла разместили контейнеры с противоштопорными парашютами. В мае самолет D.H.108 «Swallow» был доставлен на аэродром ВВС в Вудбридже, где 15 мая он совершил первый полет. Самолет пилотировал сын основателя фирмы, ведущий летчик-испытатель Джеффри де Хэвилленд-младший. Полет продолжительностью 30 минут прошел без происшествий. Все полеты проводились при задросселированном двигателе на скорости не более 450 км/ч. Позднее реактивный самолет D.H.108 «Swallow» продемонстрировал показательные бои с поршневым самолетом «Москито».

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/DH-108-Swallow-02.jpg

Второй опытный самолет был построен с целью исследования летных характеристик при больших скоростях полета. Стреловидность крыла была увеличена до 45, а фиксированные предкрылки заменили на автоматические, отклоняющиеся только на малой скорости полета. Двигатель de Havilland «Goblin 3» имел тягу до 1500 кгс. Первый полет второго прототипа состоялся 23 августа 1946 г., пилотировал его так же, как и первый прототип, летчик-испытатель Д. де Хэвилленд, Вскоре он установил на нем мировой рекорд скорости в горизонтальном полете - 992 км/ч. 12 сентябре он продемонстрировал на нем высший пилотаж. В том же месяце, а именно 27 сентября, замечательный летчик-испытатель Д. де Хэвилленд погиб. Он решил узнать, какую максимальную скорость способен развить его самолет при пикировании. Набрав высоту в 3000 м, он разогнал машину и направил ее к земле. На глазах многочисленных свидетелей машина через несколько минут буквально развалилась на части, будто натолкнулась на невидимое препятствие. Это было связано с резким ростом сопротивления на околозвуковой скорости, возникшим на крыле и других частях самолета, т.е. со «звуковым барьером».

На протяжении многих лет смельчак был старшим летчиком-испытателем фирмы, давшим «путевку в жизнь» многим самолетам. Гибель пилота явилась тяжелой потерей не только для его отца, но и для всей английской авиации. Новым шеф-пилотом фирмы был назначен Джон Каннингем, который 27 июля 1947 г. поднял в воздух третий прототип самолета D.H.108 «Swallow», который имел заостренную носовую часть фюзеляжа, более обтекаемую форму кабины и более мощный двигатель «Goblin 4» тягой 1700 кгс. Продольное и поперечное управление самолетом осуществлялось с помощью элеронов. Для уменьшения взлетной и посадочной скоростей на задней кромке крыла были установлены щитки. Испытания продолжались почти год и дали много информации о стреловидном крыле на околозвуковых скоростях. 12 апреля 1948 г. летчик-испытатель Джон Дерри установил на D.H.108 «Swallow» мировой рекорд скорости по замкнутому 100-км маршруту - 974 км/ч. Он же 9 сентября впервые в Англии превысил на этом самолете скорость звука. Набрав высоту в 12 000 м, он перевел самолет в пологое пикирование и достиг рубежа, когда стрелка махометра пересекла цифру 1 (М=1,02). В этот момент машина почти перестала слушаться рулей, но на высоте 9000 м летчик погасил скорость и благополучно закончил полет.

На ежегодном аэрошоу в Фарнборо летчик Джон Дерри продемонстрировал публике на D.H.108 «Swallow» головокружительный каскад фигур высшего пилотажа. После испытаний оба оставшихся самолета были переданы в летный центр в Фарнборо. Их судьба оказалась трагичной, оба прототипа вскоре разбились. 15 февраля 1950 г. разбился третий прототип самолета D.H.108 «Swallow», на большой высоте произошел отказ в системе подачи кислорода, и летчик Д. Маллер-Роланд, потеряв сознание, погиб вместе с машиной. 1 мая того же года был потерян и первый образец самолета, летчик Д. Джендерсон попал в штопор и рухнул на землю во время испытательного полета на минимальной скорости. Так закончилась история первых реактивных «бесхвосток» фирмы «de Havilland». Больше фирма ими не занималась.

Тактико-технические характеристики D.H.108 (1-й прототип)
Экипаж, чел.  1
Двигатель, тип х кол. ТРД х 1
Марка de Havilland «Goblin 1»
Тяга, кгс  1360
Размах крыла, м  11,9
Длина самолета, м  7,5
Высота самолета, м  н/д
Площадь крыла, м'  31,0
Масса: максимальная взлетная, кг  4000
Пустого самолета, кг  н/д
Максимальная скорость (ограничена), км/ч  560
Максимальная скорость у земли, км/ч  992*
Потолок, м  12 000**
* - мировой рекорд
** - третий прототип

24-5