Одной из наиболее заметных новинок в области беспилотной авиационной техники на авиасалоне МАКС-2019 стал впервые представленный компанией «Кронштадт» полноразмерный макет БЛА тяжелого класса большой продолжительности полета «Сириус» взлетной массой 5 т. По словам разработчика, пока это чисто инициативный проект, нацеленный на занятие новых ниш на рынке. Впервые о данном беспилотнике заговорили на предыдущем МАКС-2017, в ходе которого была представлена концептуальная масштабная модель тяжелого однодвигательного БЛА большой продолжительности полета для патрулирования сухопутных и морских границ, мониторинга и ретрансляции, названного тогда «Орион-2».
Сообщались следующие предварительные характеристики аппарата: размах крыла - 36 м, взлетная масса -5000 кг, масса целевой нагрузки - 1000 кг, крейсерская скорость - 350 км/ч, высота полета - 12 000 м, дальность полета - более 5000 км, продолжительность барражирования - более 24 ч, потребная длина ВПП - 1000 м. Таким образом, по своим параметрам предлагаемый «Кронштадтом» аппарат приближался к создававшемуся в то время по контракту с Минобороны казанским ОКБ им. М.П. Симонова (бывшее ОКБ «Сокол») тяжелому двухдвигательному БЛА «Альтиус» (в настоящее время эта программа реализуется Уральским заводом гражданской авиации).
В ходе работ по предыдущему проекту - средневысотному 1000-килограммовому «Ориону» - «Кронштадтом» был получен существенный практический опыт и задел на будущее, а понимание задач и потребностей потенциальных заказчиков позволило определить стратегию и дальнейшие направления развития беспилотных систем с решением задач, требующих существенно большей продолжительности полета, грузоподъемности и возможности эксплуатации в сложных метеорологических условиях. Представленный на нынешнем авиасалоне макет БЛА «Сириус» по компоновке в целом идентичен концептуальной модели, показывавшейся на МАКС-2017. Он выполнен по однодвигательной двух-балочной схеме с хвостовым оперением в форме перевернутой буквы V и толкающим винтом, имея прямое крыло большого удлинения. Тип силовой установки «Сириуса», судя по всему, пока еще не определен: прорабатывается несколько вариантов, один из них - на базе создаваемого в настоящее время УЗГА турбовинтового двигателя ВК-800С.
По информации разработчика, распространенной на МАКС-2019, размах крыла «Сириуса» составит 30 м, длина аппарата -13 м, высота - 3,4 м. Он будет иметь максимальную взлетную массу 5000 кг и сможет поднимать полезную нагрузку массой до 1000 кг Крейсерская скорость составит 295 км/ч, высота полета - до 12 000 м, продолжительность полета (при максимальной полезной нагрузке) - до 40 ч. Дальность полета БЛА «Сириус» превысит 10 000 км, что позволит применять его для доставки экстренных грузов на большие расстояния. Аппарат также может подойти для задач ретрансляции сигналов радиосвязи, мониторинга погоды и климата, геофизических измерений. Большая грузоподъемность позволит нести комбинированные целевые нагрузки, что обеспечит высокую информативность данных воздушного мониторинга.
Наличие спутникового канала управления и передачи данных делает радиус применения аппарата ограниченным только запасом топлива. «Сириус» должен получить полностью цифровое бортовое оборудование. В состав комплекса бортового оборудования БЛА будут входить современная многократно резервированная система управления, информационно-управляющая система, средства навигации, комплекс командно-информационной связи, включая, при необходимости, спутниковый терминал. Предполагается, что в беспилотный комплекс войдет несколько компонентов - один или несколько БЛА, наземный пункт управления и комплект целевых нагрузок, включающих оптико-электронную систему, цифровую аэрофотосистему высокого разрешения, радиолокатор, средства радиомониторинга и ретрансляции связи.
В ходе круглого стола «Интеграция беспилотных авиационных систем в сферу гражданской авиации России» на МАКС-2019 генеральный конструктор компании «Кронштадт» Николай Долженков сообщил, что первый опытный образец тяжелого беспилотника «Сириус» может быть построен ориентировочно в 2023 г. Он отметил, что сроки выполнения работ зависят от того, удастся ли найти инвестора или же большую часть затрат но программе придется взять компании-разработчику на себя. БЛА «Сириус» проектируется с учетом его сертификации в качестве беспилотного гражданского воздушного судна, запустить процесс которой предполагается уже в этом году.