http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/f-57-1.jpg

Проект фронтового бомбардировщика Ф-57 является дальнейшим развитием темы по стратегическому сверхзвуковому бомбардировщику-ракетоносцу А-57. В середине 1950-х конструктор Бартини предложил разработать сверхзвуковой бомбардировщик летающую лодку А-55. В то время как большинство создателей машин аналогичного назначения обратились к вошедшему в моду треугольному крылу соединенному с обычным фюзеляжем, Роберт Людвигович предложил интегральную схему летательного аппарата с передним горизонтальным оперением. Корпус А-55 представлял собой единую несущую поверхность, в которой крыло и фюзеляж можно было разделить лишь условно. Необходимо отметить, что аэродинамическая компоновка отъемных частей стреловидного крыла малого удлинения с оживальной передней кромкой способствовала минимальному смещению его аэродинамического фокуса при переходе от дозвуковой скорости полета к сверхзвуковой.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/f-57-2.jpg

А-55 мог взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед, что позволяло использовать ледовые аэродромы в Арктике. Предусматривалась возможность заправки топливом от надводных кораблей и подводных лодок. Проект А-55 пугал чиновников необходимостью внедрения новых технологических процессов, а также значительно большим объемом различных исследований и испытаний на наземных стендах и в летающих лабораториях. Вдобавок, никто, кроме автора идеи, не знал, чем все это кончится. Риск - а без этого невозможен и существенный прогресс техники - для чиновников был огромный. Глядя на современные боевые самолеты, невольно обращаешься к облику целого семейства машин, выполненных под руководством Бартини по интегральной схеме за 25 лет до появления получивших мировую известность истребителей МиГ-29 и Су-27. А-55 так и остался на бумаге. Спустя 2 года, развивая свои идеи, Бартини предложил проекты семейства самолётов, лидером которых стал дальний бомбардировщик-ракетоносец А-57 с экипажем из 3 человек, выполненный по схеме летающего крыла переменной стреловидности по размаху «Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах - выпуклый вверх.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/f-57-3.jpg

Как и на А-55, в новом проекте предусмотрели лыжное шасси, обеспечивавшее взлет и посадку с воды, грунта и снега. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки, главной ударной силой А-57 считался самолет-снаряд РСС, размещавшийся на «спине» носителя. Предложение Роберта Людвиговича рассматривалось в Госкомитете по авиационной технике (ГКАТ) в начале 1958 г. Облик машины явно не вписывался в понятие самолёта не только у чиновников авиапрома, но и у представителей отраслевых институтов. Тогда Бартини обратился в ГКАТ с предложением продолжить разработку машины в ОКБ-23 под руководством В.М.Мясищева. Но и это не помогло, а главным аргументом ведущих чиновников стало крыло большой площади (645-660 м2), из-за чего возрастала дальность обнаружения бомбардировщика. Кстати, при почти вдвое большей, по сравнению с Ту-95, взлетной массе омываемая поверхность А-57 возрастала лишь в 1,3 раза. В итоге научно-технический совет ГКАТ рекомендовал более тщательно обосновать технические предложения проекта экспериментального самолета весом 15-20 т.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp2/f-57-4.jpg

Видимо, осознав, что бюрократическую машину в лоб не возьмешь, Бартини пошел обходным путем, предложив проекты среднего Ф-57 и дальнего Е-57 бомбардировщиков по аналогичной схеме. В апреле 1958 г был даже подготовлен проект Постановления Правительства, в котором, в частности говорилось:
«В целях решения задач дальней разведки, уничтожения крупных подвижных морских целей и обеспечения боевых действий наших подводных лодок считать необходимым создание комплексной системы, способной выполнять боевые задачи, не входя в зону ПВО противника, и не нуждающуюся в бетонированных ВПП.
Учитывая большое значение для решения этой задачи работ, проводимых в ГКАТ под руководством Бартини Р.Л., ЦК КПСС И СМ СССР постановляет:
1. а) спроектировать и построить самолёт комплекса системы среднего радиуса действия 0 1-й экземпляр с двумя двигателями НК-6, 2-й - с двумя НК-10Б, обеспечивающий получение следующих основных данных: самолет должен эксплуатироваться с аэродромов без искусственного покрытия, а также с воды, льда и снега.
б) Самолет предъявить на совместные летные испытания в III кв. 1961 г.
На базе самолёта среднего радиуса действия создать авиационный комплекс системы дальнего действия с двигателями НК-10Б, обеспечив получение следующих летно-технических данных;

Радиус системы на скорость 2500 км/ч, км:
• без дозаправки 11000-11500;
• с одной дозаправкой после взлета 12500-13000;
• с одной дозаправкой от подводной лодки при полете от цели 14500-15000.
Дальность... самолета-снаряда с боевой частью 2700 кг, км 5500.
Высота носителя в районе сброса самолета-носителя, км 23-24.
Высота самолета-снаряда над целью, км 25.
Максимальная скорость носителя, км/ч 3000.
Максимальная скорость самолета снаряда, км/ч 3000.
Должна быть предусмотрена возможность подвески на самолет-носитель беспилотного самолета-разведчика, имеющего скорость 3000 км/ч, дальность 8500 км и высоту в районе цели 26 км.
Носитель должен допускать взлет и посадку с грунта, снега, льда и воды. Мореходность - 4-5 баллов.
Должна быть предусмотрена в дальнейшем возможность применения на носителе двигателей на атомном топливе.

Однако и этот документ остался без внимания руководства ГКАТ. Но Роберт Людвигович не забыл рекомендации НТО ГКАТ, и тогда появился проект фронтового бомбардировщика Ф-57 весом 25 т. Расчеты показали, что с 2 перспективными двигателями ВК-13 тягой по 10 тс этот самолёт мог летать с крейсерской скоростью 2500 км/ч (посадочная - 260 км/ч) на расстояние не менее 2800 км, а при перегрузочном взлетном весе и до 4100 км. Самолёт, как и его предшественники, должен был эксплуатироваться с грунтовых ВПП и имел убирающееся лыжное шасси. Основную нагрузку воспринимала центральная лыжа, расположенная вблизи центра тяжести, а 2 поддерживающие размещались под килями самолёта. Бомбовая нагрузка Ф-57 достигала 1500 кг (10 бомб по 100 килограммов или одна 1500 килограммов). В одной из справок ГКАТ говорилось, что самолёт Ф-57 «...наиболее полно удовлетворяет тактико-техническим требованиям ВВС к фронтовому разведчику». И это в 1958 г! На базе А-57 были разработаны фронтовой разведчик Р-57 и его вариант с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Чуть позже появился проект ядерного морского бомбардировщика А-58.

Казалось, что «лед тронулся», для постройки Ф-57 даже выбрали завод №30, впоследствии «Знамя труда», сегодня вошедший в РОК «МиГ», но вскоре ситуация резко изменилась. Правительство страны взяло курс на резкое сокращение Вооруженных Сил, в том числе и Военно-Воздушных. Многие авиационные предприятия переориентировались на изготовление ракетной техники. Не стал исключением завод №23. Часто это объясняют волюнтаризмом Н.С.Хрущева, но это неверно. В начале 1960-х граждане СССР несмотря на достижения в авиации и космонавтике, влачили в подавляющем большинстве, жалкое существование. Перевод авиационных предприятий на выпуск ракетной техники и оказался той палочкой-выручалочкой, что позволила решить жизненно важные проблемы населения страны. Попал в эту «струю» и Роберт Бартини, которого и так недолюбливали в ГКАТ. А тут подвернулся подходящий случай отвязаться от «назойливого» конструктора. Но исследования Бартини в области сверхзвуковых летательных аппаратов не пропали даром. По пути, им проложенному пошли и другие конструкторы. Вспомнить хотя бы пассажирский Ту-144 и военный Т-4, именно в них впервые удалось реализовать облик самолёта, предложенный Робертом Людвиговичем.

168-29