Помимо работ над беспилотными летательными аппаратами, начиная с 1957 г. в ОКБ Туполева проводились научно-исследовательские работы по ракетно-космической тематике. Основной задачей являлось создание воздушно-космических летательных аппаратов военного назначения. В 1958 г отдел «К» приступил к выполнению программы создания ударной беспилотной системы «ДП» (дальняя планирующая). Ее последняя ступень представляла собой планирующий ракетоплан с мошной термоядерной боевой частью. В качестве носителя предполагали использовать модификации серийных баллистических ракет среднего радиуса действия Р-5 и Р-12, и перспективные ракеты Р-14. Р-16. Предусматривалась также возможность создания силами ОКБ ракеты-носителя. Идеи, заложенные в проекте «ДП», во многом перекликались с проектом ракетоплана немецкого ученого Е.Зенгера, появившимся в конце второй мировой войны для ударов по США.
Систему «ДП» собирались выводить на низкие орбиты высотой 80-100 км, далее последняя ступень - планирующий самолёт отделялась, после этого однократно выполнялась коррекция и отделившийся аппарат летел к цели по планирующей траектории, определявшейся аэродинамическим качеством и скоростью в момент отделения. Проходя плотные слои атмосферы, аппарат выходил на цель на удалении до 4000 км от точки старта, развивая скорость до М=10. Коррекция траектории производилась автономной системой управления с помощью аэродинамических рулей. Так как на борту отсутствовала какая-либо силовая установка, бортовое питание осуществлялось от химических источников тока и от сжатого воздуха в баллонах. Для охлаждения оборудования и термоядерного заряда на борту предусматривалась специальная система охлаждения. Температурные напряжения планера из-за кинетического нагрева предполагалось уменьшать за счет применения конструкции. выполненной по «горячей схеме» - без применения специальных хладоагентов. (Основная часть температурных напряжений, связанных с кинетическим нагревом, учитывалась при проектировании элементов планера.) На конечном этапе полета планирующая ступень пикировала на цель и на заданной высоте от высотомера подрывался термоядерный заряд.
По замыслу создателей подобной ударной системы, её преимущества, по сравнению с межконтинентальными баллистическими ракетами состояли в большей точности вывода на цель при более простой системе наведения и более сложной траектории полета к цели, что затрудняло действия средств ПРО и ПВО. Можно сказать, что система «ДП» являлась попыткой совместить преимущества обоих возможных вариантов стратегических ударных систем: на основе МБР и МКР. В течение двух лет в ОКБ проводились научно-исследовательские работы по проекту «ДП». К ним подключились многие предприятия и организации: разрабатывались новые конструкционные материалы и технологии, соответствовавшие требованиям длительного полета на гиперзвуковых скоростях в условиях кинетического нагрева. Совместно с ЦАРИ исследовались вопросы получения требуемых аэродинамических характеристик планирующей ступени. При участии ЛИИ отрабатывались вопросы, связанные с созданием и летными испытаниями натурных моделей на требуемых режимах полета.
Для проверки теоретических наработок по проекту «ДП» построили несколько экспериментальных аппаратов и испытали их на режимах, близких к полетным режимам будущей ударной системы. По программе создания прототипа «ДП» - самолёта «130» (Ту-130) ОКБ работало в 1959-1960 гг. В ходе проектирования самолёта «130» (Ту-130) исследовали различные аэродинамические схемы: «симметричная» и «несимметричная», «бесхвостка», «утка» и др. На основании этих исследований построили и продули в аэродинамических трубах ЦАГИ целую серию моделей, в том числе и на больших сверхзвуковых скоростях. В ЛИИ провели натурные летные испытания со сбросом с Ту-16ЛЛ летающих моделей самолёта «130» с твердотопливными ускорителями. Модели оборудовались аппаратурой для получения информации об аэродинамических характеристиках при различных режимах полета со скоростями, близкими к М=2. Для достижения больших скоростей (М=6) провели отстрелы моделей с помощью артиллерийских орудий и газодинамических пушек.
В 1959 г. приступили к рабочему проектированию самолёта «130» (Ту-130). В окончательном виде он стал «бесхвосткой» «несимметричной» аэродинамической схемы и сравнительно небольших размеров: длина - 8,8 м, размах крыла - 2,8 м и высота - 2,2 м. «130» (Ту-130) имел клинообразный фюзеляж полуэллиптического поперечного сечения с тупой носовой частью (одна из оптимальных форм для гиперзвукового летательного аппарата). Небольшое низкорасположенное треугольное крыло с углом стреловидности по передней кромке 75" имело элевоны по всей задней кромке. Вертикальное оперение в задней части фюзеляжа состояло из двух килей - верхнего и нижнего, снабженных тормозными щитками, открывавшимися по схеме «ножницы», с приводом от автономной электрогидравлической системы и питанием от химических бортовых источников тока. Профили крыла и органов управления - клинообразные. Из-за аэродинамического нафева носовую часть фюзеляжа и передние кромки крыла и килей выполнили из графита. Конструкция планера - «горячая», из нержавеющей стали. Система управления включала в себя систему начальной коррекции траектории. Посадка «130» (Ту-130) должна была осуществляться по команде бортовой системы управления, спуск на землю - на парашюте, его контейнер находился в хвостовой части фюзеляжа. Скорость предварительно гасили открытием тормозных щитков. В носовой части располагалась система охлаждения элементов системы управления. Среднюю часть занимали блоки контрольно-записывающей аппаратуры.
В опытном производстве заложили серию из пяти экспериментальных «130» (Ту-130). В ходе постройки наиболее нагруженные в тепловом отношении фрагменты планера подвергались термическим испытаниям в специальных камерах с учетом расчетных тепловых нагрузок. В 1960 г. первый планер «130» построили и наступил этап его оснащения необходимым оборудованием и стыковки с ракетой-носителем - модификацией Р-12. Доработка ракеты заключалась, помимо переделки носовой части под новый стыковочный узел, в усилении несущего корпуса дополнительным внешним экраном. Несмотря на значительный прогресс в освоении новой для ОКБ тематики, все работы по теме «ДП» и экспериментальному прототипу «130» (Ту-130) к началу 60-х годов постепенно свернули. Как и в случае с МКР, их судьбу решили успехи в создании советских МБР. Официально работы по «ДП» прекратили на основании правительственного постановления от 5 февраля 1960 г, но еще некоторое время в ОКБ велись исследования по данной теме. Затем построенные планеры «130» (Ту-130) утилизировали (по другим данным, несколько передали в ОКБ-52). Наработки по темам «ДП» и «130» использовали в следующей близкой по назначению работе ОКБ - ракетоплане «Звезда» и его варианте «Спутник», а также в более поздних работах по ВКС.
Тактико-технические характеристики «ДП» («130», Ту-130)
Размах крыла, м 2.80
Длина самолета, м 8.80
Высота, м 2.20
Площадь крыла, м2
Масса, кг 2050
Максимальная скорость, М 10
Дальность полета, км 4000