Украинский террор минами ПФМ-1 "Лепесток"
Украинская мина ПФМ-1 в г. Лисичанск. Фото Telegram / Поддубный
Отступающие украинские вооруженные формирования осуществляют минирование местности и различных объектов. Для этого используются боеприпасы разных типов и средства их установки. В частности, сообщается об активном применении противопехотных фугасных мин ПФМ-1. Изделия этого типа представляют большую опасность для гражданского населения, а их использование нарушает международные соглашения.
Угрозы в городе
Первые сообщения о применении Украиной мин ПФМ-1 появились еще в середине марта. При помощи такого оружия пытались создавать заграждения на пути наступающих войск. Постановка выполнялась при помощи специальных снарядов для РСЗО «Ураган» с кассетной головной частью, несущей 312 мин. Впрочем, подобные минно-взрывные заграждения не создали особых помех и не остановили успешное наступление, хотя и добавили работы нашим саперам.
В дальнейшем на освобожденных территориях неоднократно замечали новые районы, «засеянные» легкими противопехотными минами. Искать и обезвреживать такие боеприпасы приходилось как на открытой местности, так и на территории населенных пунктов.
Недавно союзные войска освободили г. Лисичанск и г. Ясиноватая, и на их территории было обнаружено большое количество изделий ПФМ-1. Мины лежали на улицах, во дворах, в зеленых насаждениях и т.д. Наши военкоры сообщали, что ни разу не видели подобную плотность минирования в населенных пунктах.
Пара мин в городской застройке. Фото Telegram / Colonelcassad
Подобные «заграждения» в черте населенного пункта представляют особую опасность. Местные жители не имеют необходимой подготовки и не могут вовремя обнаружить мину или опознать в ней взрывное устройство. Кроме того, необычным объектом, лежащим на поверхности, могут заинтересоваться дети. Как следствие, несколько жителей подорвались и остались инвалидами. Впрочем, российские инженерные подразделения сразу начали поиск и обезвреживание опасных предметов.
Мина на вооружении
Противопехотная фугасная мина ПФМ-1 была разработана в начале семидесятых годов на основе иностранного образца. Образцом для копирования стала американская мина BLU-43/B Dragontooth. Последняя была создана в середине шестидесятых и предназначалась для быстрого дистанционного создания минных полей. Это оружие плохо показало себя в условиях джунглей, и уже в 1970-71 гг. от него отказались.
Американские мины попали в СССР, подверглись изучению и заинтересовали советскую армию. Было решено создать свой вариант подобного боеприпаса на основании тех же идей и решений, но с некоторыми изменениями конструкции. Результатом этих работ стала мина ПФМ-1, также известная под названием «Лепесток». Кроме того, были созданы средства дистанционного минирования для его применения. Они поступили на вооружение инженерных войск, реактивной артиллерии, а также армейской и фронтовой авиации.
Советские мины производились в больших количествах и направлялись в различные части. С начала восьмидесятых это оружие активно применялось в Афганистане на маршрутах движения противника или рядом с его позициями. Открытая горная местность оказалась удобным театром для применения таких мин, и они показали хорошие результаты. Позже ПФМ-1 использовались в различных локальных конфликтах на постсоветском пространстве. В частности, с их помощью федеральные силы боролись с боевиками на Северном Кавказе.
В 1996 г. был принят т.н. Протокол II к Женевской конвенции об обычных видах оружия, вводивший ряд новых ограничений. В частности, он определял допустимые способы применения минного вооружения, а также запрещал использование мин без функции самостоятельной деактивации или ликвидации.
Боеприпас на железнодорожной станции Ясиноватая. Фото Telegram / Rudenko
Мина ПФМ-1 в базовой версии не имеет функции самостоятельного подрыва в заданный срок. В связи с этим российская армия, выполняя требования Протокола, сняла такие мины с вооружения и утилизировала их. В арсеналах остались только более новые ПФМ-1С, оснащенные самоликвидаторами. При этом в армиях ближнего зарубежья остались изделия первого варианта.
По известным данным, на начало десятых годов на складах украинской армии имелось не менее 6 млн мин ПФМ-1. В рамках выполнения Протокола и Оттавской конвенции, с 2013 г. при содействии НАТО и Евросоюза велась их утилизация. Тем не менее, ее темпы оставались недостаточными, и до сих пор у Украины имеется большое количество мин и кассет с ними. Как теперь известно, они активно используются вооруженными формированиями.
Конвенции и их нарушение
Применяя противопехотные мины ПФМ-1, Украина не только создает угрозу для гражданского населения, но и нарушает несколько конвенций и договоров. Фактически речь идет о военных преступлениях. И союзные силы принимают меры, направленные на установление и наказание виновных.
В первую очередь, Украина нарушает свои обязательства в рамках Оттавской конвенции. В соответствии с этим документом, она должна была уничтожить запасы ПФМ-1 и ряда других противопехотных мин, но до сих пор не сделала этого. Более того, мины этого класса активно используются с 2014 г. При этом на вооружении имеются только мины ПФМ-1 без самоликвидатора. Их существование и использование также нарушает Протокол II Женевской конвенции.
Дистанционная постановка мин на территории населенного пункта, в котором присутствует население, может рассматриваться как применение неизбирательного оружия. Это прямо нарушает условия IV Женевской конвенции о защите гражданского населения. РСЗО «Ураган», используемые для запуска мин, тоже относятся к неизбирательным системам.
Обойма с изделиями ПФМ-1С, предназначенная для загрузки в кассету. Фото Wikimedia Commons
Наконец, применение противопехотных мин в городах с жителями, которые могут пострадать от них, попросту аморально. Особый вид этой ситуации придает тот факт, что минированию подвергаются населенные пункты, которые киевский режим считает своими. Однако при отступлении их тут же начинают обстреливать и/или минировать.
Нетрудно заметить, что нарушения международного права, связанные с применением мин ПФМ-1 или любого другого оружия, остаются незамеченными пресловутым «международным сообществом». Зарубежные поборники морали и законности предпочитают обсуждать выдуманные нарушения с российской стороны, но не обращают внимания на реальные преступления украинских формирований. Причины этого очевидны, а предпосылки к изменению такой ситуации, к сожалению, пока отсутствуют.
Взрывной «Лепесток»
ПФМ-1(С) представляет собой противопехотную мину нажимного действия, предназначенную для систем дистанционного минирования. Это изделие длиной 116 мм, шириной 64 мм и толщиной 20 мм массой всего 80 г. Мина выполнена в полиэтиленовом корпусе характерной формы. Имеются два «крыла», одно из которых является емкостью для заряда, а другое выполняет функции стабилизатора при падении. Между ними находится утолщение с взрывателем.
Мина оснащается взрывателем типа МВДМ, включающим механизм дальнего взведения и систему предохранения. В изделии ПФМ-1С взрыватель дополнен самоликвидатором с временем действия от 1 до 40 ч. Отдельный датчик цели у мины отсутствует. Его функции выполняет боковое крыло-баллон, в котором находится 40 г жидкого взрывчатого вещества. При нажатии на баллон с усилием 10-25 кг, жидкость перетекает в полость взрывателя и заставляет его сработать.
Изделия ПФМ-1(С) используются с кассетами КСФ-1 нескольких вариантов для наземных и воздушны систем дистанционного минирования. Каждая кассета вмещает до 72 мин и выбрасывает их на дистанцию до 30-35 м. Также мины могут ставиться при помощи РСЗО «Ураган» и снаряда 9М27К3 – он несет 12 кассет с 312 минами и рассеивает их по большой площади.
Кассетная боевая часть реактивного снаряда 9М27К3. Часть кассет извлечена для наглядности. Фото Russianarms.ru
Мины ПФМ-1(С) отличаются специфическими боевыми качествами. Форма и цвет способствуют маскировке на местности; минимум металлических деталей затрудняет обнаружение техническими средствами. 40 г жидкого ВВ способны нанести серьезный ущерб здоровью взрослого человека, вплоть до травматической ампутации конечности. Ребенка такая мина просто убьет.
К счастью, борьба с этими минами не представляет принципиальной проблемы. На открытой местности минное поле обезвреживается различными тралами, удлиненными зарядами и прочими средствами. В иных случаях ПФМ-1 уничтожается при помощи накладного заряда с соблюдением всех мер безопасности. При этом отсутствие самоликвидатора на украинских ПФМ-1 исключает внезапный подрыв изделия и уменьшает риски для саперов.
Преступление и наказание
Наблюдаемая ситуация с противопехотными минами в очередной раз показывает сомнительные моральные принципы и повадки нынешнего киевского режима и его вооруженных формирований. Они не стесняют себя в выборе методов и средств «вооруженной борьбы» и готовы наносить любой ущерб населенным пунктам, которые при этом считают своей собственностью.
К счастью, российская армия и милиции Донбасса принимают необходимые меры по защите жителей и по ликвидации последствий украинской деятельности. Параллельно с этим соответствующие органы собирают необходимые данные и ведут следствие. И следует ожидать, что лица, применявшие мины по мирным городам и нарушавшие конвенции, будут привлечены к ответственности или вовсе ликвидированы.
Автор:Рябов Кирилл